КРЗ для ребенка среднего дошкольного возраста
06 марта 2015
Коррекционно-развивающее
индивидуальное занятие
для ребенка среднего дошкольного
возраста с ЗПР
«Ах, какой воздушный шарик»
Автор: педагог-психолог Миронова Надежда Валерьевна
Цель:
Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Материалы:
Воздушные шарики и ленточки различных цветов, специальные листы с заданиями, цветные карандаши, любая мягкая игрушка (мишка).
План
I этап. Организационный
Приветствие
Пригласите ребенка к себе в кабинет. Поздоровайтесь с ним, укажите на то, что у вас повсюду лежат разноцветные воздушные шарики. Посадите ребенка к себе на колени, предложите ему выбрать и попросить у вас шарик любого цвета. Возьмите шарик в руку, играйте им, расскажите стихотворение, сопровождая слова действиями:
«Шарик, шарик
Мой воздушный,
Непоседа, непослушный
Шарик - круглый,
Шарик - гладкий,
Шарик - легкий,
Шарик - мягкий!
Вправо шарик,
Влево шарик
Мой светящийся фонарик
Дай, тебя я обниму,
И к щеке своей прижму!
Ты меня не покидай,
Будь со мной не улетай!
II этап. Мотивационный
Игра «Заколдованный шарик»
Цель: Создать и поддержать положительный эмоциональный настрой. Развивать долговременную память на слова, координацию движений.
Возьмите 2 воздушных шарика, покажите ребенку, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите ребенку, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статистическим электричеством, и скажите заклинание:
Снип, снап, снуре – раз, два и три!
Шар заколдован – иди посмотри!
«Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте ребенку самому приклеить шарики. Затем пусть малыш повторит заклинание и сам прилепит шарик.
III этап. Практический этап.
- Игра «Подбери ленточку»
Цель: Развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения.
Покажите ребенку один из 4 надутых шариков и попросите его назвать цвет и дать вам ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок называет цвет и дает нужную ленточку, привязываете его и говорите: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае прикладываете ленточку к шарику и говорите: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».
- Игра «Поймай воздушный шарик»
Цель: Развивать у ребенка интерес к сюжетной игре.
Держа в руках мишку, достаньте воздушный шарик и предложите ребенку поиграть с ним. Встаньте с мишкой в руках напротив ребенка, покажите как надо, ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик ввернх. При этом говорите:
«Ловим мы воздушный шарик.
Он упругий и цветной.
Мы за ленточку потянем
И подбросим высоко!»
- Игра «Сортировка воздушных шаров»
Цель: Развитие зрительного восприятия. Развитие мышления (сравнение, исключение). Развитие зрительного внимания.
Педагог психолог: «Посмотри на эти разноцветные воздушные шарики, сколько их много. Давай выберем все желтые шарики и сложим их в отдельную кучку. Теперь давай выберем все круглые шарики».
- Игра «Лабиринт»
Цель: Развитие мыслительных процессов.
Педагог-психолог: «Зверюшки собрались идти в гости, но подул сильный ветер, и нитки у шариков перепутались. Помоги зверюшкам, распутай их, пожалуйста!».
- Пальчиковая игра «Надуваем шарик»
Цель: Продолжать учить ребенка выполнять движения в сочетании с текстом. Развивать моторику пальцев рук.
Надуваем быстро шарик. (Кончики пальчиков левой руки прижаты к кончикам пальчиков правой руки: большой к большому, указательный к указательному, средний к среднему и т. д., дуем на пальчики).
Он становится большой. (Не отрывая друг от друга, пальчики медленно раздвигаем — это «шар». Продолжая дуть, отрываем пальчики друг от друга, разводим ручки в стороны до размеров воображаемого шара).
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – (Говорим: «Бах!» — и взмахиваем ручками («шар лопнул!»).
Стал он тонкий и худой. (Пальчики принимают исходное положение).
- Игра «Найди одинаковые шарики»
Цель: Развитие внимания. Развитие зрительного восприятия.
Педагог-психолог: «А сейчас я предлагаю тебе найти на картинке пару каждому шарику и соединить эти шарики ниточками».
- Игра «Рассмотри. Покажи. Раскрась»
Цель: Развитие внимания. Развитие зрительного восприятия.
«Рассмотри эти шарики. Покажи шарик на короткой нитке и раскрась его синим цветом. Шарик на длинной нитке раскрась красным цветом».
- Игра «Воздушная дорожка»
Цель: Развитие пространственного восприятия. Развитие восприятия цвета.
Положите на пол 4 воздушных шарика разных цветов так, чтобы получилась дорожка. Двигаясь с ребенком по этой дорожке, пойте какую нибудь песню (например: «Если долго, долго, долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке топать, ехать и бежать - то, пожалуй, то, конечно, то, наверно – верно-верно, то возможно–можно–можно, можно в Африку прийти...» и т.п.). Время от времени прекращайте пение и в тот же момент останавливайтесь. Если ребенок знает цвета, спрашивайте у него, возле какого шарика вы остановились. Предложите ему «переступить через красный шарик», затем «обойти синий шарик», далее «попрыгать на носочках вокруг желтого шарика» и «легонько пнуть синий шарик».
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Возьмите в руки 2 воздушных шарика: «Вот и прощаться настала пора. Я дарю тебе этот воздушный шарик, а ты расскажи ему: в какие игры тебе понравилось сегодня играть? Что тебе больше всего запомнилось?
«Легкий шарик
мой воздушный
Дернул нитку непослушно,
Оборвал, сказал: Пока!
И умчался в облака.
Помашу ему ладошкой хоть и жаль
его немножко».
Педагог-психолог отпускает свой воздушный шарик и вместе с ребенком машет ему рукой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!